Характеристики мазута
Котельные топлива (мазуты) широко применяют в паровых котлах (стационарных) и промышленных печах. Тяжелые виды моторного топлива используют для обеспечения работы судовых энергетических установок. По ГОСТ 10585-99 выделяют следующие типы топлива:
- топочные мазуты (котельные) марок 40, 100;
- флотские марки мазута (топливные) Ф-5, Ф-12.
В общем балансе перечисленных материалов основное место занимают мазуты, имеющие нефтяное происхождение.
Требования, предъявляемые к качеству тяжелых моторных, котельных и судовых видов топлива, устанавливающие область их применения, определяются следующими показателями:
- содержание серы;
- теплота сгорания;
- вязкость;
- температуры вспышки и застывания;
- содержание механических примесей и воды;
- зольность.
Стандарт котельного топлива подразумевает выпуск 4 его типов: флотских мазутов марок Ф-12 и Ф-5, которые по вязкости относятся к легкому топливу, топочных мазутов марки 40 (среднее топливо) и 100 (тяжёлое). Цифры указывают примерную вязкость соответствующих материалов при температуре в +50°С.
Особенности мазутов различных марок
Топочные мазуты производят из остатков переработки нефти. В топливо марки 40 (топочное) добавляют 8-15% среднедистиллятных фракций (для снижения ориентировочной температуры застывания до +10 градусов). В мазут марки 100 не добавляют дизельные фракции. Флотские марки Ф-12, Ф-5 используются для сжигания в судовых энергоустановках. Если сравнивать их с топочными мазутами, то они отличаются более высокими качественными характеристиками. А именно:
- меньшей вязкостью;
- низким содержанием механических примесей, воды;
- меньшим уровнем зольности;
- более низкой температурой застывания.
Флотское топливо марки Ф-5 изготавливают смешением продуктов нефти прямой перегонки: 30-40% дизельного топлива с депрессорной присадкой и 60-70 % прямогонного мазута. Допускается наличие в его составе менее 22% керосино-газойлевых фракций, например легкого газойля термического и каталитического крекинга. Мазут Ф-12 производят в небольших количествах непосредственно на установках для прямой перегонки нефти. Главные отличия Ф-12 от Ф-5 – более жесткие требования по процентному содержанию серы (0,6 вместо 2%), не такие жесткие – по уровню вязкости (12 вместо 5°ВУ).